Занимательная

педагогика

Живое мышление

Живое мышление

Что позволяет человеку быть любознательным и наблюдательным, иметь здравый смысл, свободно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, принимать верные решения, сохранять душевное равновесие?

Сегодня в нашей статье-размышлении, дорогие друзья, мы постараемся ответить на эти вопросы и привести увлекательные примеры. Оставайтесь с нами. Выражайте свое мнение. Возможно, именно оно и станет самым интересным.
А начнем разговор, пожалуй, вот с чего. Как вы считаете, почему большинству школьных и вузовских отличников трудно устраиваться в жизни? Ведь у них имеется необходимый "багаж" знаний, умений, навыков и даже способов действий. А почему многие троечники (а часто и двоечники), которые в школе (колледже, институте) испытывали отвращение к процессу обучения и трудности в учении, оказываются в этой же жизни гораздо успешнее своих эрудированных и старательных товарищей?
Причин этому достаточно, но нам сейчас хочется выделить всего одну. По этой же причине многие взрослые затрудняются ответить на вопросы, которые для большинства детей кажутся простыми. Например, такой: "Какой сказочный персонаж владеет тремя языками?" (ответы на этот и следующие вопросы приведены в конце статьи).

А причина эта кроется в характере взаимоотношений человека и окружающей действительности. Независимо от возраста человек может быть открыт миру, интересоваться им, удивляться, стараться многое понять и как можно больше узнать, а может – и наоборот...

Как бы вы ответили на такие вопросы:

1) Кот – 3, ворона – 3, баран – 2, корова – 2, собака – 3, коза – 2, петух – 8. Осел – ?
2) На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не один рубль. Какие это монеты?
3) Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?
4) Черепаха движется так же быстро, как и лошадь. Когда это возможно?
5) Чем больше оттуда берут, тем больше это становится.
6) В каком веке греки мололи муку?
7) Спортсмены бегут стометровку. Перед самым финишем один из них обгоняет спортсмена, бегущего вторым. Какое место он занимает?
8) Можно ли обогнать последнего?
9) Куда едет автобус, вправо или влево? 1)Куда едет автобус, вправо или влево?


Многие люди затрудняются отвечать на подобные вопросы. Почему? Не хватает находчивости, сообразительности, быстроты мышления? Да, не хватает, но не только и не столько именно этого.
Оказывается, здесь имеет место недостаточно развитое живое мышление, которое в отличие от косного – шаблонного,  несамостоятельного, "бесчувственного" – является активным, гибким, раскрепощенным, критичным, нестандартным, диалектичным, "чувственным".  Мы умышленно не берем слово ЖИВОЕ в кавычки, потому что сегодня понятие ЖИВОЕ МЫШЛЕНИЕ уже получило "гражданство" – так много о нем говорят и пишут.

Живое мышление находится в постоянном диалоге с действительностью, живой природой. В его основе – и собственный жизненный опыт, и собственные ассоциации, и индивидуальные особенности восприятия и воображения, и деятельность, и созерцание, потребности, интуиция, чувства. И многое еще.
Любознательность, наблюдательность, открытость миру, причастность ко всему, что есть в природе, – вот основа  "живости" мышления. Главная его характеристика – устремленность к знаниям. Такое мышление, анализируя жизненный опыт, устанавливая связь между его отдельными частями, дает способность обогащаться новым опытом. Чем больше наша чувствительность, тем с большей частью окружающего мира мы соприкасаемся. И тем больше мы можем осмыслить и понять.

Живое мышление выявляет истинные причины событий и явлений и пристрастно наблюдает за их развитием. Живым его делает личностная компонента мышления, оперирование живым знанием. Российский психолог В.П.Зинченко в работе "Саморазвитие духа", посвященной памяти В.В.Давыдова  – педагога и психолога, занимавшегося проблемами мышления и деятельности,   писал: "Теоретическое мышление о корнях, истоках, о происхождении и развитии – это живое мышление, вырастающее из живого знания".

Перед живым мышлением всегда стоит очень серьезная задача: отказаться от традиционного образа мыслей и, стремясь найти истинный ответ, не довольствоваться готовыми, поверхностными, очевидными решениями. Благодаря живому мышлению человек не зацикливается на собственных мыслях и идеях. Он может принимать мысли и идеи других людей, объективно соотносить их с имеющейся ситуацией, поставленной задачей, точно осознавая мотивы как свои, так и других людей. Потому что он открыт миру. Именно такой человек находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром, именно такое мышление является основой и необходимым условием сотрудничества, работы в команде, что сегодня является одним из показателей успешности человека.
 
Как же воспитать живое мышление? Именно воспитать, потому что развивать можно какие-то виды и качества мышления, мыслительные способности, операции. С чего же начать? А вот с чего: сначала просто заставьте себя задуматься. Томас Джон Уотсон-старший, легендарный американский предприниматель и руководитель, основатель и президент IBM, утверждал: "Все проблемы мира можно было бы урегулировать, если бы только люди были готовы думать. Беда в том, что люди очень часто прибегают к всевозможным приспособлениям, чтобы не думать, потому что мышление является столь тяжелой работой".
Итак, просто начать думать, т.е. заняться думаньем, а не мыслетворением, "включением головы" (когда пользуешься готовыми знаниями и решениями). 

Думать – значит сравнивать, рассуждать, делать собственные выводы, находить самостоятельные решения проблемных  ситуаций. Когда человек начинает мыслить? Тогда, когда он не может действовать по образцу, стереотипу и ему приходится принимать новые решения, осваивать или изобретать новые способы действий. Ситуация иной раз кажется безвыходной потому, что пока для нее не существует готового решения. Его и надо придумать самому. «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать», – заметил Джанни Родари, известный итальянский детский писатель. А это и построение замысла, и его реализация, и конструирование новых способов достижения результата.

Воспитанию именно живого мышления в главной мере способствует непрерывная работа по общению с самим собой и окружающим миром. Для начала проявите интерес ко всему, что происходит вокруг вас, затем задайте себе вопросы, начинающиеся словами: почему, откуда, зачем, как, сколько, когда, где и т.п. А потом ответьте на основной вопрос: "Как случилось, что я до сих пор не знал ответов на эти простые вопросы (все или некоторые из них)?".
Часто любознательный младший школьник гораздо лучше старшеклассника (и даже взрослого) разбирается в вопросах астрономии или еще каких-нибудь, потому что не просто смотрит на небо, а задается вопросами, порой даже очень сложными. И не довольствуется простыми ответами малосведущих людей, а старается "докопаться" до истины.

Живое мышление можно «разбудить» с помощью специальных упражнений. Их вы найдете во многих наших статьях, например,  «Нет» косности мышления.  Но самым лучшим упражнением будет размышление о работе вашего собственного мыслительного  аппарата и о способах его совершенствования.
Давайте приведем некоторые рекомендации и педагогические технологии, которые способствуют воспитанию живого мышления, разработанные педагогами, психологами, философами, менеджерами-профессионалами.

1. Учитесь ставить цели и достигать результата.

Поставьте перед собой цели: "открыться миру", стать наблюдательным, совершенствовать свое мышление, научиться жить в согласии с собой и окружающими. Задействуйте все внутренние ресурсы и силы для их достижения. Составьте план на каждый день и старайтесь ему следовать. Быстрых результатов не ждите. Мозги и чувства "раскачать", а при необходимости и "повернуть" совсем в другую сторону непросто. Пробуйте, пробуйте и, если не получается, – пробуйте еще. Каждый день добивайтесь хотя бы частички успеха. В этом вам помогут наши статьи КЕМ быть или КАКИМ быть, вот в чем вопросЯ обязательно смогу! - 1, Путь к успеху и др.

2. Развивайте воображение.

Мышление без воображения – воспроизводство готовых знаний и выстроенных кем-то алгоритмов действий. Без воображения действительность ограничивается рамками уже открытого или созданного другими. Когда картину спросили, что она думает о живой природе, та ответила: "Все это, конечно, хорошо – и фон, и перспектива. Но ведь нужно же и рамки знать"... Фантазируйте. В этом вам помогут наши статьи Испытай себя, В поисках идеи – 1, Игра воображения и др.

3. Развивайте диалектичность мышления.

Это свойство мышления основано на обнаружении истины путем установления и разрешения противоречий, на выявлении парадоксальных ситуаций. Здесь возникает необходимость совершить "невозможное". То, что требуется выполнить в задании, сделать нельзя, так как этому противоречит ваш опыт. Ситуация воспринимается именно как невероятная, невозможная. Попадая в ситуацию противоречия, парадокса, человек вынужден порождать новые идеи для выхода из нее, искать новые способы действий. И если не останавливаться на первом пришедшем в голову решении, а строить гипотезы, представлять условия, при которых невозможное становится возможным, то в сознании начинают выстраиваться варианты разрешения противоречия. Такая работа мышления и воображения позволяет преодолеть то, что преодолеть, казалось бы, невозможно.

Задания, содержащие противоречия, например, такие:

10) Как поместить одну чайную ложку сразу в два одинаковых стакана?
11) Два всадника участвовали в соревнованиях. Условие было таким: "Чей конь придет к финишу последним, тот и выиграет!". Всадники почти не двигались с места, ехали очень-очень медленно. К ним подошел мудрец и узнал условие соревнования. Потом он шепнул каждому на ухо одну фразу. Всадники поступили точно так, как сказал мудрец, и помчались на конях с огромной скоростью. Что сказал им мудрец?
12) По дороге едет большой грузовик. Фары у него отключены. Луна не светит. Водитель плохо видит и на лбу у него очки. И вдруг вдалеке женщина с маленьким ребенком начинает перебегать дорогу. Светоорожающих элементов или фонарика у них нет. Однако водитель увидел их и вовремя остановился. Как водитель смог разглядеть пешеходов и вовремя остановить грузовик?

Задания, содержащие парадокс, например, такие:

13) Будет ли купец в выигрыше, который из соображений рекламы вывесил объявление: "Сегодня за наличные, завтра в кредит?"
14) Другие парадоксы в статьях В поиске противоречий и Очень странная история.

4. Развивайте критичность, внимание, наблюдательность, способность концентрироваться на главном.

Старайтесь все вокруг подвергать сомнению, постоянно задавая себе вопрос "зачем?".  В процессе общения стремитесь понять, как люди пришли к тому или иному рассуждению, а наблюдая за их действиями, задумайтесь, что их подвело к тому или иному поступку. Анализируйте каждое высказывание.
Воспринимая условие задачи, подумайте, как такое может быть и может ли быть вообще. Ответ задачи частично, а, бывает, и полностью находится на поверхности. Например: "Сколько длилась столетняя война?" (100 лет), "На сосне семь яблок, на березе – два яблока. Сколько всего яблок выросло на этих деревьях?" (ни одного, т.к. яблоки на этих деревьях не растут).

Читая условие, пытайтесь себе представить то, о чем в нем говорится, создайте четкий образ. Например, известная задача про кошек  – "В комнате четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой – по три кошки. Сколько кошек всего?" – прекрасно решается, если сразу представить себе эту картинку. Тогда окажется, что четыре кошки сидят по углам и каждая из них видит трех своих подруг, т.е. – всего четыре кошки.

Учитесь концентрироваться. А поможет вам в этом упражнение Рудольфа Штайнера, философа и писателя, основателя вальдорфской педагогики: он предлагает ежедневно в течение пяти минут внимательно рассматривать обычную чайную ложку. Чтобы выполнить это упражнение, необходима очень высокая концентрация внимания. Нужно отметать все мысли, не имеющие отношения к ложке. И когда это удается, в сознании рождаются вопросы,  например, такие: "Почему у нее именно такая форма?", "Как появилась идея создать такую ручку, широкую ближе к концу и узкую ближе к основанию черпака?", "На что похожа форма черпака?".

Сконцентрироваться помогают любые вопросы и предметы. Возьмите, к примеру, чайник и попытаетесь понять, почему он выглядит именно так, а не иначе, и как его можно использовать в других целях.

5. Развивайте личностную, чувственную компоненту мышления.

Старайтесь пристрастно "всматриваться" в окружающий вас мир, оценивать его и анализировать. Нельзя оставаться равнодушным ни к одному факту, ни к одной посетившей вас мысли.  Формируйте чуткость к мелочам и деталям.
Решайте задачки и загадки с "подвохом", предполагающие нестандартный ответ. Это – задания с обычным вопросом, который на первый взгляд может показаться странным и некорректным, но после серьезного обдумывания окажется вполне логичным. Многие из таких заданий – с чувством юмора. Это тоже развивает "живость" мышления. Вот интересные примеры:

15) Чем их больше, тем вес меньше. Что это?
16) Что не войдет в самую большую кастрюлю?
17) Кто ходит сидя?
18) Что это такое: синий, большой, с усами и полностью набитый зайцами?
19) Одного мужчину выгнали из духового оркестра за прогулы репетиций. Он сильно обиделся и решил отомстить. Однажды он пришел на концерт и сел в первом ряду. Оставаясь на своем месте и не издавая никаких звуков, он сорвал выступление своего бывшего духового оркестра. Как ему это удалось?

Для развития личностной, чувственной компоненты мышления надо читать хорошую литературу, переживать события вместе с героями и сочувствовать. Чтение, ко всему прочему, развивает сосредоточенность, быстроту и гибкость мысли. Расширяется кругозор, на основе которого впоследствии будут формироваться новые знания, новые способы действий.
Древние говорили, что если оживить чувства, то прояснится ум.

Постоянно совершенствуйтесь. Тот же Томас Джон Уотсон-старший говорил: "Всякий раз, когда человек или предприятие решают, что успех достигнут, прогресс прекращается".

Необходимо понять, что деятельность, основанную на эксплуатации готовых знаний, хорошей памяти нельзя назвать МЫСЛИТЕЛЬНОЙ. Когда, например, отличник быстрее и лучше всех на уроке выполняет задания, то, как правило, он только и делает, что воспроизводит алгоритмы и способы решения, вложенные в него учителем. Его "продвигают" хорошая память и быстрая реакция. Истинное мышление предполагает работу собственной мысли, потому что мышление – это творческое преобразование образов объектов, их значения и смысла в сознании человека. Перефразируя высказывание известного советского педагога и ученого В.А.Сухомлинского "Нужно не сообщать истину, а открывать ее", скажем: "Нужно не получать знания, а добывать их самостоятельно".

Огромное внимание необходимо уделить понятиям: осмысление и понимание,  которые являются важнейшими функциями мышления и его результатами. Они построены на последовательной работе мыслительных операций. Осмысление и понимание тесно взаимосвязаны. О том, как выработать способность осмысления и понимания информации, вы можете почитать в наших статьях Мыследеятельностная педагогика – теория и практика, Необычные вопросы, Без логики никуда, где приводятся практические примеры развития мышления.

Другие рекомендации и педагогические технологии освоения способов развития мышления можно найти в этих статьях:

А какие способы развития живого мышления вы, дорогие друзья, можете предложить? Будем рады вашему мнению. Мы с удовольствием его опубликуем на страницах нашего сайта с соблюдением вашего авторства, не забудьте указать полное имя, фамилию, социальный статус (учащийся, учитель, родитель и т.п.), место работы или учебы. Пишите нам на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или через форму обратной связи.

Комментарии   

+2 #1 Зоя 23.02.2016 04:53
Очень нравится Ваш сайт, огромное спасибо за ваш труд, здесь много интересного материала, хочется читать и совершенствоваться.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100